Всем привет!
Ох и давно собирался написать про эту машину, да всё как то руки не доходили… Как вы уже заметили, в сентябре 2018го года, волею судьбы я оказался в Монголии. Экспедицию организовал Yaskingroup, и это был тот самый MadWayoby. Первое в мире ралли на машинах, сделанных по образу и подобию машин из культовых фильмов о Безумном Максе! Никто в мире до этого не делал ничего подобного! Даже на американском фестивале Burning Man не проводилось организованного ралли на кастомных автомобилях. Но рассказ не о безумном ралли через Гоби, а о скромном советском труженике Газ- 63.
Для тех кто забыл, напомню- машина 1963го года, и на момент проведения шоу ей было всего лишь 55 лет. К слову- самая старая машина из всех, которые принимали участие в проекте. Состояние у него было достаточно не плохое, перед выездом я сделал грузовику профилактику, приведя в порядок тормозную систему, поставил новый бензобак, поменял масло в моторе и по большому счёту всё. Все системы автомобиля работали исправно, и он был полностью готов к выполнению поставленной перед ним задачи. Забегая вперёд скажу- в Газике я ничуть не сомневался, что он справится, и был абсолютно уверен в машине на которой предстояло ехать.
За несколько часов до выезда я встал под погрузку
Загрузившись шмурдяком выдвинулся вперёд всей колонный в сторону Улан-Удэ. Средняя скорость весьма не большая
Так что путь до границы занял 4 дня, с учётом остановок из за поломки ЗиЛа. Вот, собственно- река Селенга
А это знаменитый Иволгинск, ну точнее проезд мимо него
Кто не знает- в Иволгинске есть буддийский дацан, в котором лежит нетленное тело Хамба-ламы Этигелова.
По трассе Газон бежит весьма бодренько, на ровной дороге 60-70км/ч, но сильно скисает на затяжных подъёмах, скорость падает до 25-30км/ч. Но что характерно- можно даже не переключаться, тянет на прямой передаче как на автомате. К концу подъёма уже ползёт как черепаха, но при этом ни детонационных стуков, ни попыток задёргаться и заглохнуть. Просто потихонечку перевалил через горку и начал разгоняться. По сравнению с современными двигателями, которые хорошо тянут только в узком диапазоне оборотов, характеристика старой нижнеклапанной шестёрки поражает.
Как прошли границу, как дошли по трассе до Улан- Батора особо не интересно, разве что проход на грузовике через границу сопряжён с сильнейшими анальными болями из за чудовищной бюрократии в отношении грузовиков категории "С"- коммерческий транспорт ё- моё! Так что если кто хочет попутешествовать на грузовике- сперва внимательно изучите законодательство и подготовьте все необходимые документы. К слову- с легковушками и пикапами "С" категории таких проблем нет. Они проходят границу с Монголией очень быстро.
Ну и на что стоит обратить внимание по дороге в Улан-Батор, это на то что ночью монголы поголовно ездят на дальнем свете и моргать им бесполезно. Усугубляется всё тем, что фуры у них светятся огоньками как новогодние ёлки, и внезапно на дороге может оказаться сюрприз в виде коровы или овечки…
Из Улан-Батора нам предстояло добраться в Даланзадгад, который ещё называют сердцем Гоби. А уже оттуда наш путь уходил уже в саму пустыню, где нет крупных поселений, нет воды, нет деревьев и так далее. А по Пустыне мы должны были дойти весьма хитрым маршрутом до города Гурвантес, из которого уйти в Немегт и сделав круг отправиться в обратный путь. Общая протяжённость маршрута приблизительно 5000км, из которых больше половины через пустыню где дороги отсутствуют как класс. В конечном итоге мы дошли почти до Китая, находясь от него всего в 30и километрах.
А в Гоби нас ждал очень интересный сюрприз- лето выдалось аномальным, в пустыне прошли дожди… такое бывает обычно раз в 25-30 лет…В результате пустыня зацвела… тут стоит отметить, Гоби это по большей части каменная пустыня. Там есть и песок, его много, но каменной пустоши там больше.
Дорога до Даланзадгада асфальтированная, и если ехать на выживание то за полтора суток на грузовиках можно дойти в него из Улан- Батора. Сам Батор представляет из себя огромную, грандиозную пробку. И не удивительно- в нём живёт почти 3/4 всего населения Монголии! Движение на улицах просто адское- никто никого не пропускает, все лезут не обращая внимание на знаки и сигналы светофора. Даже на местных ГАИшников многие кладут большой и толстый, разворачиваясь на виду у них через две сплошные или проезжая через пешеходный переход обруливая пешеходов. Так что новичку там ездить будет трудно.
Ладно, чёт мы отвлеклись от машины. В общем по асфальту ехать скучно, нудно и долго- под монотонный гул в кабине начинаешь засыпать и спасаешься только термоядерным рэдбулом в стеклянных пузырьках, который запрещён у нас. Всаживаешь такую бутылочку и лупишь глаза до пяти утра… главное не перестараться, а то уже свой мотор может в разнос уйти…
А вот когда выезжаешь в пустыню- ситуация резко меняется.
Газик оказывается там, для чего был когда то рождён! По стиральным доскам, коими являются абсолютно все накатанные в Гоби дороги, он едет мягко и плавно. Чуть приспускаешь колёса, держишь 45-50 км/ч скорость и в кабине вообще не трясёт. Пока не попадётся поперёк дороги сайр- это такое русло, промытое водой. Оно может быть чуть больше водосточной канавки вдоль бордюра в городе, а может быть и вот такое
Но в любом случае попадание в сайр это всегда сильнейший удар по машине. А заметить его не всегда удаётся, особенно когда долго едешь и от однообразного пейзажа глаз замыливается. Да и тормозить на грузовике в пол не получится- инерция большая, плюс груз в кузове, так что иной раз залетаешь так, что головой врезаешься в крышу кабины. Танковый шлемофон обязателен :-)))
Но чаще всего ползаешь там медленно- Монголия многими воспринимается как ровный степной край, а вот хренушки! Там огромное количество холмов, она находится выше Иркутска над уровнем моря и воздух разрежённый. Карбюраторный мотор резко теряет тягу, что усугубляется отвратительным качеством бензина. Целенаправленно я расход и динамику не мерял, но в среднем Газик пожирал от 30и до 50и литров 80го бензака на каждую сотку. После некоторых заправок вообще не тянул, даже на третьей по ровной дороге не хотел разгоняться. Но когда мы вернулись в Россию и заправился на Роснефти нашим, 92м бензином… вот тут я испытал настоящий вау- эффект! Правда всё легко объясняется- к машине привыкаешь, и поездив с плохой тягой несколько дней уже не обращаешь внимания, едет и ладно. Потом начинает казаться что не просто едет, а хорошо едет, немного меняется манера езды день ото дня и вот уже местами даже на 4й можно проехать пару километров. А тут вдруг, внезапно, заправился хорошим бензином и машина заработала так, как она должна… Так же в Монголии очень много тягунов- дорога вроде бы и ровная, прямая, а чууууть- чуть в горочку. И такое чуть- чуть на протяжении например 70и километров… Местами дорога проложена прямо через вершину горного хребта, тоесть сперва 30-40 километров поднимаешься в гору и оказываешься выше облаков, а потом ещё километров 60 катишься с горы еле осаживая машину чтоб сильно не разгонялась. Для современных мощных машин, особенно с турбодизелями, езда по таким дорогам даётся легко, а вот старенькому Газику порой было трудно, учитывая что всегда есть какой то груз.
Но не суть- вернёмся всётаки к машине.
Помимо транспортной работы Газику предстояло работать эвакуатором для вышедших из строя внедорожников, переделанных под MadMAX. Для этого ему прицепили прицеп- подкат, который пригодился весьма скоро.
Первоначально, когда мы приехали уже в Гоби, маршруты были простые и ничего страшнее обычных грунтовок типа "стиральная доска" не было. Иногда встречались перевалы, который шли через горный хребет по руслу высохшей реки.
Подъёмы затяжные, грунт напоминает шлак с песком- вроде и мягкий и в то же время держит. В него не проваливаешься. С пустым прицепом, когда в кузове тонна- полторы груза, легко поднимаешься на второй- третьей передаче на заднем приводе. Двигатель очень эластичный, позволяет не переключаясь ронять скорость до 10 км/ч и тут же набирать 20-25. Со снятыми боковыми щитками капота нагреть его практически не возможно даже в жару и на затяжных подъёмах. Система охлаждения работает исключительно хорошо, главное не забывать каждое утро подливать воду- расширительного бачка у машины нет и воду она выбрасывает всегда при нагреве.
Что не мало удивило сперва- так это цепкие тормоза. Учитывая что они одноконтурные, барабанные и без усилителя. Усилие на педали комфортное- туговато немного, но не критично. Замедление очень хорошее, педаль информативная. Тормоза очень понравились, надо будет только развести на 2 контура, для надёжности. Конечно когда идёшь с полной нагрузкой и прицепом тормозить тяжело, но если возить только паспортные 2 тонны в кузове, то всё отлично. Так же и руль- на ходу рулится одной рукой, на месте уже туговато но если немного продвигать машину во время поворачивания руля, то усилие совсем не большое. Так что это дело привычки.
И вот мы добрались до самого интересного- приехали в пески.
Вот здесь старому Газику стало по настоящему туго. Основная проблема в том, что машина спроектирована в первую очередь для езды по грязи. На песке узкие грязевые шины с протектором "ёлочка" крайне малоэффективны. А тихоходный мотор не позволяет набрать достаточную скорость чтобы пройти засадное место с большой инерцией. Поэтому ездить приходится всё время внатяг, применяя всяческие внедорожные хитрости. В первую очередь тщательно выбирать маршрут движения и держаться подальше от песка. Но если всё ж приходится ехать- то в первую очередь максимально травить шины. Кстати этот приём резко повышает проходимость Газика. Там, где на номинальном давлении, уже начинаешь закапываться, со стравленными колёсами проходишь как по твёрдому. Очень сильно выручает пониженная передача- на ней машине всегда хватало тяги чтобы провернуть колёса, как бы сильно не зарывался в грязь или песок. Когда нужно подняться на холм, а под колёсами опять этот зловредный песочек, то хорошо помогает идти галсами поперёк склона, поворачивая с максимально большим радиусом. Так я поднимался даже там, где не смогли подготовленные внедорожники. Очень сильно не хватает централизованной подкачки шин, бегать каждый раз со шлангом и качаться от ЗиЛ-157 совсем не удобно. Штатного компрессора у Газ-63 к сожалению нет.
Следующим испытанием для грузовичка стала эвакуация не исправных автомобилей. По большей части мы старались восстановить все вышедшие из строя машины прямо на месте, в полевых условиях. Но иногда получалось так, что такой ремонт оказывался невозможен. Тут и пригодился подкат. Первым кандидатом стал краулер, такое багги сделанное на мостах от Патруля с мотором и коробкой от Маджесты.
Машина достаточно лёгкая и на твёрдой дороге не создающая особых затруднений при буксировке. Но в песке иногда приходилось ездить так
Не помогает ни пониженная передача ни сброс давления. Газик просто начинает закапываться, что и не удивительно- колея тягача, прицепа багги не совпадают друг с другом. Получается что этот якорь давит себе ещё две колеи свободно катящимися, не ведущими колёсами. Представляете какое сопротивление?
А вот для трёхосных КраЗа и ЗиЛа песок не представлял ничего сложного- даже не приходилось травить давление.
В то же время как на твёрдой дороге Газик разбегался до своих крейскрских 50-60км/ч и ехал довольно лихо даже с прицепом.
Главное чтобы не было резких поворотов и длинных подъёмов.
Уже в завершении тура полезная нагрузка на прицепе несколько поменялась- в горах развалилась переделанная Тойота Тундра, у которой оторвало рулевую рейку вместе с кусками рамы в месте её крепления. С такими повреждениями, без запчастей, машина стала непочинима.
Благо краулер удалось вернуть в строй и прицеп освободился. Вот это стало самым тяжёлым испытанием для машинки. Тундра, обваренная сверху 21й Волгой весит почти 4 тонны. По паспорту Газ-63 возит прицепы до 2х тонн. Плюс в кузове лежит ещё около тонны шмурдяка. Добавляем к этому что произошло всё в горах, откуда предстоит спускаться по достаточно сложной дороге. Вот как это выглядело
На видео кажется что подъём не очень крутой, на самом деле горка серьёзная. Заехать получилось только на первой пониженной.
В одну горку зайти своим ходом не получилось, крутизна склона оказалась слишком большой для такой нагрузки.
Получилось как- дорога идёт через перевал. Прямо- очень крутой подъём, зато ровный. Слева и справа накатаны ещё две дороги, там крутизна значительно меньше но большой боковой уклон, на котором можно опрокинуться с прицепом. Я выбрал центральный подъём, включил пониженную и на первой передаче начал в него заползать. Тяги двигателя хватало, Газик упрямо лез в горку, поднялся вверху по склону метров на 300 и просто забуксовал. Совсем чуть чуть не хватило, чтоб выйти. Я пойма его тормозами, зажал педаль изо вех сил- вот тут держать было действительно очень тяжело. Так же затянул ручник, который исправно работает- так, к слову. В тот момент я впервые испугался как водитель- вниз по склону лететь было бы далеко и очень больно… Но всё не так плохо- вершина уже рядом, мотор работает, пустой ЗиЛ поднялся по боковому проезду и подошёл впереди меня чтобы помочь протянуть. А дальше произошло самое неожиданное- стоило ему только начать движение как я спокойненько тронулся в горку и пошёл практически самостоятельно. Тут, кстати, огромная польза от ручного газа- есть у 63го такой чудный рычажок в кабине, очень помогает когда обе ноги заняты тормозом и сцеплением. Трос поднатянулся всего один раз и то не на долго. Всего скорее, когда я не вытянул в горку и немного откатился назад, прежде чем встал на все тормоза, я оказался на участке дороги с хорошими сцепными свойствами. Теоретически, если бы я попробовал тронуться, то вполне возможно смог подняться самостоятельно. В очередной раз машинка оправдала мою веру в неё и не подвела. А мне на будущее урок- аккуратнее с выбором маршрута, особенно на подъёмах.
В конечном итоге Тундру я притащил из Гоби в Иркутск ни разу с ней не расставаясь за весь остаток путешествия. В общей сложности больше 2000 км с этим грузом по дорогам и бездорожью. И шли мы довольно хорошо- когда выехали на асфальт, по ровной дороге, шагнули 70 не напрягаясь. Но всё же чувствуется какая она тяжёлая- пока не загрузил кузов как можно сильнее, чтобы прижать заднюю ось Газика, рывки от Тундры были очень сильные. Автопоезд стремилось размотылять на каждой волне в асфальте, на каждой ямке зад грузовика подбрасывало верх так, что колёса иногда отрывались от дороги. Но когда в кузове лежит 2 тонны груза, идёшь достаточно ровно. Вот и получается 3.5 тонны сам Газик, 2 тонны в нём и ещё 4 на прицепе… и всё это тащил старенький нижнеклапанный двигатель 30х годов, у которого всего лишь 75 лошадиных сил мощность… Только вдумайтесь- 9.5 тонн! Затяжные горы давались трудно, временами приходилось переключаться на 2ю и даже 1ю передачу, так что улитки могли посоревноваться в скорости, но тем не менее старый Газик с невозмутимостью танка упрямо полз вперёд. На прямых участках, внезапно, он разбегался до 65-70и км/ч и стабильно держал эту скорость. Особенно занятно выглядели обгоны фур, на тех участках, где ремонтируют дорогу. Представьте картину- едет Газик с Тундрой на хвосте, едет не быстро- всего 60 км/ч. Естественно попутные фуры его обгоняют на асфальте. И тут начинается участок грунтовки, где асфальт срезан, и ещё идёт ремонт дороги. Все грузовики, в том числе и среднетоннажные, на подобии Кантера или Хинаря ползут по этому участку чуть быстрее 30и… и тут мимо них, не сбрасывая скорости, пролетает Газик!
Стоит заметить, что по относительно ровной грунтовке, он идёт намного лучше чем по асфальту- намного мягче и тише, нет гула и болтанки от шин. Ход очень мягкий и приятный, более того ещё и динамика улучшается- на грунтовке разгоняется легче чем на асфальте. Если на пути оказывается лужа- крылья отрабатывают на отлично! Грязь и вода вылетают в стороны, а стёкла кабины остаются чистыми. Это вообще интересная особенность кабины Газ-51, засчёт больших крыльев и Vобразного расположения плоских стёкол их намного меньше забрызгивает чем у большинства современных грузовиков с панорамными стёклами и безкапотной компоновкой. Самый большой недостаток машины, который я заметил- это его узкая кабина, в которой не удобно спать и нет места для личных вещей водителя. Если едешь один, то личный шмурдяк ещё можно как то распихать, а вот с пассажирами места уже не остаётся. Но из недостатка вытекает и достоинство- кабина очень тёплая. Печка греет отлично, хотя продувается она только на ходу. Вентилятор работает только на обдув стёкол, хотя я просто снял с него гофру и он нагонял тёплый воздух не на стёкла, а в кабину, когда стоишь. На ходу же отопление и вентиляция выше всяких похвал! Уже на подъезде к границе на перевалах лежал снег, температура вечером резко падала, а я ездил в рубашке и в тапочках с почти полностью закрытой печкой. Зимой, кстати, печка очень хорошо прогревает кабину на трассе- главное заткнуть все дырки, и будет жарко.
Такая вот выдалась поездка в край Чингиз Хана
Старый добрый Газик прошёл более 5000км по дорогам и бездорожью, в очень тяжёлых условиях эксплуатации, при среднесуточных перепадах температур более 40 градусов, в условиях высокогорья, пыльных бурь, с нагрузкой в несколько раз превышающей паспортную БЕЗ ЕДИНОЙ ПОЛОМКИ! Конечно же в пути я производил текущее техническое обслуживание- регулярно шприцевал все точки смазки, следил за уровнем и состоянием масла в агрегатах, проверял затяжку крепежа, очищал фильтры — они здесь многоразовые. Самое большое зверство, с которым пришлось иметь дело- оттряслась приёмная труба и вывалилась прокладка. Устранение заняло 10 минут времени, 8 из которых потратил на поиски двух подходящих болтиков с гаечками, чтобы прикрутить её обратно. Разумеется все ломучие запчасти были всегда с собой. Ещё поменял крестовины на переднем кардане, но это уже по принципу: "кода коту делать нечего, он кокушки лижет". На одной из них появился не большой люфт, а появился он всего скорее ещё лет 20 назад у старого владельца, судя по тому что крестовина стояла ещё советская. А новые лежат с собой, время есть, делать нечего- замахнул их за полчаса для успокоения совести, хотя и на старых бы прошёл весь тур и можно было не менять. Такая вот советская военная техника, способная выживать в самых экстремальных условиях!
Раньше делали простые и честные машины, которые верой и правдой трудятся уже полвека и на пенсию не собираются!
Комментарии 22
600 км по асфальту за полутора суток… жесть.
Рассказ атмосферный, спасибо!
молодец ГАЗик))) ему турбинку к тяговитому мотору для такой местности)))
На Нижнекамскнефтехим турбина не эффективна
"Штатного компрессора у Газ-63 к сожалению нет" — там в.наборе инструментов шло приспособление для этих целей. Закручивалось в цилиндр двигателя вместо свечи и, при работе на пяти цининдрах, шестым накачивало колеса.
Был такой девайс, только на этом газоне его потеряли ещё при Брежневе
!
Классный рассказ! Ездил у свояка на газ 52 с таким мотором, правда на пропане. Мотор действительно отлично тянет!
Очень сбалансированный мотор, тихий не вибрирует, вывозит с холостых оборотов
Ага, рядная шестерка и нижнеклапанная. А весь шум от клапанов и от вспышек в цилиндра
Основной шум от вентилятора
Бывает в деревнях вижу их, но 157 больше все таки))
Так ничего удивительного- 157е делали до 94го года параллельно со 131ми. Мне мужики рассказывали геологи, им в середине 90х новые 157е приходили даже с гидроусилителем, который стоял штатно.
15 литров водки по 3.62 на 4 человек))) на всю жизнь запомнил))))
Ха!
Мне всегда газоны с именно такой мордой нравились!
Хорошие машинки, кабинка только тесная- маленькая она совсем. А так вполне гармонично сделанный грузовичок, свои 2 тонны честно возит по любым дорогам, в том числе и по весьма тяжёлому бездорожью. Кстати, если ему поставить блокировки от 66го, то проходимость станет лучше чем у самого 66го, из за формы мостов.
!Дизайн внешний нравится и память с детства ))Запах смеси паров бензина дыма табачного и звук двигателя))
Колоритная машина. Ни один современный грузовик не подарит такие эмоции как старые Газики и Зилы
DB-3
Хорошие машинки, кабинка только тесная- маленькая она совсем. А так вполне гармонично сделанный грузовичок, свои 2 тонны честно возит по любым дорогам, в том числе и по весьма тяжёлому бездорожью. Кстати, если ему поставить блокировки от 66го, то проходимость станет лучше чем у самого 66го, из за формы мостов.
Разве блокировки войдут туда от 66го?
Народ ставит, но без токаря ничего не получится