В предверии "перестройки", боссы КАМАЗа решили создать народный автомобиль, дабы конкурировать с бюджетными моделями отечественных авто заводов. Специально для производства "народного автомобиля" (какого именно, собирались определить позже), решили перепрофилировать строящийся в городе Елабуга (Татарстан) тракторный завод. Так в 1988 году возникло новое предприятие — Елабужский автомобильный завод (ЕлАЗ) с проектной мощностью 600 тысяч машин в год.
Весной 1989 года на строящемся ЕлАЗе, прошла научно-практическая конференция, собравшая около трехсот руководителей и специалистов предприятий околоавтомобильной отрасли. Участники конференции в форме модной в те годы деловой игры, пытались решить проблему финансирования производства будущего "народного автомобиля". И договорились до простой идеи: создать акционерное общество, пайщиками которого могли бы стать все желающие. Даже девиз придумали—"Народный автомобиль — на народные деньги!". Эту затею не поддержали "в верхах", и "Народное акционерное общество ЕлАЗ", так и осталось в проекте.
Однако две казавшиеся перспективными идеи :наладить производство не дорогого автомобиля и сделать это объединенными усилиями, не давали покоя возглавлявшей проект инициативной группе. Ее лидер, Георгий Борисович Рысин, немного изменил исходную концепцию: он предложил не производить оригинальный автомобиль, а наладить "отверточную" сборку недорогой иномарки. Сегодня в России эта практика широко распространена, а для тех лет такое решение было неожиданным и по-своему прогрессивным. Соответственно и складчина, к которой сводится акционирование, приобрела другой характер: вместо того чтобы собирать с частников средства, а потом тратить деньги на строительство производственных площадей и приобретение оборудования, Рысин решил собрать все в общую копилку в виде уже существующих активов. У одного предприятия пустует помещение, у второго простаивают непрофильные станки, третье не может снять с баланса недостроенный цех, четвертое готово помочь инфраструктурой и коммуникациями и т.д.
Поиск единомышленников и создание новой производственной структуры, стали делом техники. В итоге в созданную "Ассоциацию делового сотрудничества" названную— Автокам, вошли 37 предприятий и каждое внесло свой вклад :производственными мощностями, юридическим обеспечением, финансами. Так :ПО "Химзавод им. Карпова"(город Менделеевск, Татарстан), в качестве пая предоставило ассоциации пустующий корпус ;"Ивановское станкостроительное объединение", завод в городе Шуя; СП "Интертап" и объединение "Татнефтехиммонтаж", свои юридические права на проведение валютных операций. Несмотря на то что в число пайщиков вошел Елабужский горисполком (именно он регистрировал предприятие), Елабугу проект покинул. Штаб-квартира ассоциации Автокам разместилась неподалеку, в Набережных Челнах, а сборку автомобилей на первых порах планировали осуществлять в менделеевском филиале, получившем название "Завод Тойма"(по имени местной речушки), и на шуйском предприятии "Завод "Теза"(тоже по имени реки). Параллельно с решением организационных вопросов шел поиск потенциального западного партнера.
В ходе реализации проекта, его организаторы настолько увлеклись возможностью самостоятельно выпускать легковушки, что не заметили как из концепции выпало слово "народный". Выбранный в конце концов автомобиль, под это определение никак не попадал. Самым привлекательным партнером на Западе, руководству Автокама показалась английская фирма FSV International Ltd, которой к этому времени принадлежали права на производство кит-кара (то есть автомобиля для самостоятельной сборки) Rickman Ranger. Братья Рикман основавшие фирму, где Ranger был запущен в производство, с начала 60-х годов были известны лишь небольшому числу британских ценителей эксклюзива, как производители мелкосерийных партий мотоциклов оригинальных конструкций. Раму и элементы оперения собственной разработки они оснащали моторами крупных производителей :Triumph, Honda, Kawasaki и т.д. Причем продавались эти мотоциклы как в виде готовой продукции, так и в виде наборов для самостоятельной сборки. Небольшой рамный автомобиль Rickman Ranger, построенный на агрегатной базе Ford Escort Мк2, с кузовом из стеклопластика, стилистически напоминающим легкий внедорожник, был разработан фирмой на излете ее существования (вскоре она была приобретена уже упомянутой компанией FSV) и настолько выбивался из номенклатуры, что о нем не знали даже многие поклонники продукции Rickman
Все в этой машине .было подчинено формату Kit Саr — конструктор для взрослых, популярное хобби! Создатели подобных наборов, ориентируются не на технологичность и эксплуатационные качества готового изделия, а на возможность собрать такой автомобиль в собственном гараже. Немаловажное значение имеет и долговечность собранного кита, ведь покупатель вкладывает в свое детище душу и очень им дорожит. Отсюда и пластиковый кузов.
Проще создать оригинальный кузов, не связываясь с покупкой лицензии на изделие, архитектуру которого все равно придется менять. Самое забавное что, несмотря на рамную конструкцию и характерный "джиперский" облик, Ranger не был полноприводником, это обыкновенный заднеприводной автомобиль. Словом, если учесть все перечисленные особенности конструкции Ranger и намерение заниматься на предприятии сборкой машинокомплектов, а не продавать их в виде наборов, выбор руководства Автокама, может показаться странным. Но были обстоятельства, придававшие затее автокамовцев некоторый смысл.
Во-первых, достаточно вспомнить ситуацию на отечественном автомобильном рынке тех лет. Торговые представительства и первые дилерские центры ведущих зарубежных авто производителей, массово начали появляться в нашей стране лишь в середине 90-х, а в начале десятилетия выбор был невелик :либо новые отечественные машины, либо подержанные иномарки, попадавшие в СССР через польскую границу или Владивосток. Потенциальных покупателей вряд ли смущал тот факт, что автомобиль с внешностью внедорожника, не обладал качествами внедорожника — "зато иномарка"! Во-вторых, в то время наши граждане эксплуатировали единственный личный автомобиль годами, и коррозия была одним из его главных врагов. Поэтому пластмассовый кузов Ranger выгодно отличал его от конкурентов. И наконец в-третьих, была разработана довольно сложная схема партнерских отношений с FSV International Ltd. В СССР Автокам планировал продавать лишь 30% собранных машин, а большая часть готовой продукции должна была возвращаться англичанам. Сборка машинокомплектов в нашей стране, обходилась значительно дешевле сборки в Великобритании. Значит продавая сделанные в Советском Союзе Ranger, через свою дилерскую сеть, FSV International имела бы неплохой навар, а Автокам в обмен на готовые автомобили получал бы все новые и новые машинокомплекты. Но и это еще не все. Освоив серийный выпуск Ranger и накопив достаточное количество средств, ассоциация планировала наладить собственное производство большей части комплектующих, вплоть до пластиковых кузовов и рам, а за рубежом закупать только фордовские двигатели. Непонятно только, насколько такая перспектива была привлекательна для британских партнеров.
Конструкция оригинального британского Rickman Ranger, со сборки которого Автокам намеревался начать свою экспансию на отечественном рынке, выглядела следующим образом. Основой служила сварная рама из стальных оцинкованных труб прямоугольного сечения. Она оснащалась двигателем и элементами трансмиссии европейского Ford Escort второго поколения. Как это принято при продаже кит-каров, своим британским покупателям фирма-производитель, предлагала целую линейку моторов Escort различного рабочего объема и мощности серий :Ford Kent, Ford Pinto и Ford Cosworth. Автокамовцы резонно решили не ограничивать свой проект каким-то одним мотором. Поначалу речь шла о поставке четырех моделей 4-цилиндровых карбюраторных двигателей, а в перспективе планировали пополнить арсенал силовых агрегатов дизелем. КПП также использовалась эскортовская, механическая. Передние тормоза дисковые, задние барабанные. Их гидропривод оборудовался вакуумным усилителем. Задняя подвеска зависимая, рессорная; передняя независимая, типа McPherson.
Своеобразной изюминкой Рейнджера, был кузов из пластиковых панелей, армированных сталью и окрашенных в массе, то есть пластмасса сразу получалась нужного цвета и покраски кузов не требовал. Его архитектурная основа состояла всего из двух частей :передка объединяющего переднюю панель, моторный отсек, передние крылья и грузопассажирского модуля. Плюс навесные элементы оперения, двери и капот. Подобная конструкция позволяла общий для всех версий передок сочетать с различными типами кузова. Базовой считалась четырехместная, закрытая трехдверная модификация. В ней оставалось немного места для багажа за спинкой заднего сиденья. Зато это сиденье можно было сложить, получив просторный грузовой отсек
Стандартную раму также можно было оснастить аналогичным кузовов со съемным мягким верхом, кузов ландо, когда конфигурация ветрового стекла и боковых дверей при этом не менялась. Существовала и длиннобазная версия рамы. Она оснащалась либо закрытым длинным, но все равно трехдверным грузопассажирским кузовом, в котором по желанию можно было установить третий ряд сидений и автомобиль превращался в шестиместный (модификация Space Ranger),
либо будкой-кемпером для путешествий (Rickman Rancher)
Адаптация комплектующих к климатическим и дорожным условиям нашей страны, свелась к минимуму: суровые русские зимы потребовали установки более мощного аккумулятора и более эффективной системы отопления.
Тем временем, на Дмитровском автополигоне завершены испытания четырехместного Рейнджера и получен сертификат на соответствие его конструкции требованиям безопасности. А внутризаводские испытания показали, что кузов Рейнджера, сделанный отечественным предприятием прочнее зарубежного аналога. Ведь го изготовитель, объединение, прежде работавшее на оборону, а сегодня ставшее партнером Автокама. Там за считанные месяцы изготовили мастер-модели, по которым делают матрицы кузова и приступают к выпуску всей гаммы кузовов Рейнджера. Есть уже поставщики рамы, электрооборудования и многих других комплектующих изделий.
Презентация Автокама как предприятия, намеревающегося выпускать именно Rickman Ranger, прошла 27 мая 1991 года в Менделеевске, на сборочном заводе Тойма. Впрочем выражение "сборочный завод"по отношению к пустующему корпусу, предоставленному Автокаму местным химзаводом, звучит слишком громко. Это был небольшой цех, площадь которого позволяла одновременно собирать на обычных подъемниках три-четыре машины. Недаром специалистов FSV International, попросили поделиться опытом размещения сборочных постов в условиях стесненных площадей. На презентации звучали торжественные речи, в которых часто встречалось словосочетание "альтернативная экономика". Ключи от первой собранной машины вручили представителю Татнефти.
Куда большие надежды, ассоциация возлагала на площадку в городе Шуя Ивановской области. Мощности шуйского завода Теза, предоставленного Автокаму Ивановским станкостроительным объединением, позволяли собирать в десять раз больше машин, чем на Тойме. Это было важно, поскольку производство Рейнджеров планировалось сделать массовым. Для начала 20 тысяч машин в год, а впоследствии эту цифру, с учетом всех сборочных площадок, намеревались увеличить.
Но, в декабре 1991 года распался Советский Союз. Начавшиеся в стране разброд и шатания закономерно повлияли и на проект автокамовцев. О том что произошло в первой половине 1992 года, президент ассоциации Автокам Григорий Рысин, рассказал корреспонденту журнала «За рулем» (№8,1992 год):— "Возникли проблемы с Внешэкономбанком, прежде всего в продолжительности валютных операций. Английские партнеры около года не могли получить свои кровные деньги. Доставил неприятности и прошлогодний Указ Президента СССР, об отчислении сорока процентов валюты в госбюджет. Дальше, больше. Один из соучредителей Автокама, внес свой пай в виде нефти, добытой сверх госзаказа. Автокам получил лицензию на продажу ее за рубежом, а вырученные деньги собирался пустить на закупку комплектов автомобилей. Но беда в том, что в трубопроводе, по которому нефть идет в Новороссийск, оказалось множество краников, которыми командует местное руководство:республиканское, краевое, областное. За каждый поворот вентиля пришлось расплачиваться и прежде всего временем. С большим трудом довели нефть до порта, и тут еще один вираж- пересмотр лицензий, уже Российской Федерацией."
Словом, на этом история сборки в нашей стране Rickman Ranger из импортных деталей и закончилась. Итог недолгого сотрудничества ассоциации Автокам с английской фирмой FSV International Ltd таков: вместо оплаченных 1000 машинокомплектов британские партнеры поставили всего 50 (48 автомобилей собрали в Менделеевске и Шуе и два очевидно в Стаханове). После этого, по утверждению Рысина, руководство FSV недопоставившее Автокаму продукции на 4,5 млн. долларов, попросту скрылось в неизвестном направлении. Позже мошенники были найдены британским правосудием и осуждены, руководитель фирмы Алекс Малинз получил пять лет тюрьмы, но деньги вернуть так и не удалось.
Плоды дальнейшего самодеятельного технического творчества ассоциации Автокам, едва ли уместно называть именем английского кит-кара, а творчество имело место. Некоторое время сборка Автокамов, шла на единственной оставшейся в распоряжении ассоциации площадке в Менделеевске. У руководства Автокама, вынужденного отказавшегося от сотрудничества с англичанами, выбор был небогатым: либо объявлять предприятие банкротом, либо срочно искать производителей и поставщиков всей механики в своем отечестве.
Производство пластиковых кузовов удалось наладить в городе Зеленодольске (Татарстан). Матрицы для их изготовления, были скопированы с кузова Rickman, но ни о каком лицензировании речь конечно не шла. Возможно российская сторона не придавала этому должного значения, а может посчитала изменения внесенные в технологию изготовления кузовов, достаточным основанием считать их собственной оригинальной разработкой.
В 1992 году, Автокам нашел вместо британцев нового партнера, компанию Велта, производителя велосипедов из Перми. Конструкция Рейнджера была переработана, а его сборка перенесена в Пермь. Что касается силового агрегата, трансмиссии и прочих комплектующих, то подходящих отечественных доноров удалось найти довольно быстро. Пресса тех лет писала, что готовность сотрудничать с Автокамом, выразил завод ИЖмаш. Большая часть узлов и агрегатов, в конечном счете заменившие в Рейнджере эскортовскую начинку, использовалась на ижевских Москвичах и Орбитах. Моторы УЗАМ-412 (позже, модифицированный вариант "четыреста двенадцатого" УЗАМ-331.10), поставлялись с уфимского завода автомобильных моторов АО "УМПО".Коробка передач из Омска (ОМПО имени Баранова), задние мосты с пермского АО Велта. Так же появились полноприводные версии, созданные на базе ижевских агрегатов
К июлю 1993 года в Менделеевске и Перми, удалось собрать 50 полностью укомплектованных отечественными деталями машин, они получили новое название Автокам-2160(с двигателем УЗАМ-412Э объемом 1,5 л) и Автокам-21601(с двигателем УЗАМ-3317 объемом 1,7 л). По традиции руководство Автокама, ставшего к этому времени АОЗТ Автокам Лтд, поспешило объявить о радужных перспективах проекта. Производственную мощность менделеевской Тоймы, оценили в пять тысяч автомобилей в год, до конца текущего года намеревались реализовать 500 пластиковых малолитражек и разумеется в ближайшей перспективе освоить производство двух новых модификаций-Space Ranger и Rancher. В 1995 году, права на производство на производство Автокамов и завода Тойма, были проданы совместному российско-татарстано-австрийскому предприятию Менде-Росси из Татарстана. Предприятие после этого стало называться "Машиностроительный завод Тойма" Сборку автокамов на этой площадке новый собственник осуществлял вплоть до середины 1997 года. Но заказов было мало и производство закрыли.
Всего с 1991 по 1997гг., во всех городах выпустили около 100 с небольшим автомобилей.
Открытых версий ландо, на нашем рынке не продавали, а кемпер так и остался в единичных экземплярах.
Что же касается "производственной перспективы" компании Теза, которая стала называться после окончательного и бесповоротного разрыва отношений с Автокамом, АООТ "Автомобильная корпорация Теза", то она вылилась в довольно любопытный проект. В Шуе собирались пойти по проторенной дорожке и выпускать рамные машины с пластиковым кузовом, но не Rickman Ranger, а полноприводной автомобиль, названный Кентавр, модели даже присвоили похожий индекс 2160.
Главным конструктором выступил Александр Петрович Миронов, его многие знают по проектам НАМИ тех лет, таких как "Компакт" и "Ода" (о ней подробнее тут-www.drive2.ru/b/458325650676186327/). Кентавр имел пластиковый кузов с металлическим пространственным силовым каркасом. Базу взяли от ВАЗ Нива (2121).Ее удлинили, что позволило перенести раздатку ближе к заднему мосту, в центр машины. Таким образом, Миронов решил проблему биений промежуточного вала, являющимся основным источником шума и вибраций в Ниве. Удлинив базу, Миронов решил и проблему тесноты на заднем сидении, просто вынеся его вперёд, поставив перед колёсными арками. Машина вышла полноценно пятиместной. Сергей Молодёнов, занимавшийся в этом проекте системами вентиляции и кондиционирования, так же преодолел врождённые нивовские болезни плохого обдува задней части и неравномерного обдува лобового стекла. С безопасностью у машины тоже было всё в порядке, она прошла полный комплекс испытаний и была рекомендована к производству
В 1994 году, на "Московском Международном Автосалоне" был представлен компактный "пластиковый" внедорожник "Кентавр 2160"
И хотя проект был интересный и жизнеспособный, как обычно средств на постановку в серию не нашли
Всего было выпущено около 10 автомобилей. Большинство из которых были утеряны.Единственный живой экземпляр находится на его родине в Иваново, но и он в технически плохом состоянии
Подробный рассказ об автомобилях "Кентавр" в видео-
Последние фото и видео-интервью, позаимствованы с сайта-rusautomobile.ru/2014/08/po-sledu-kentavra/
Похожая статья!-Удивительная судьба советского микроавтобуса
Комментарии 19
Одна машина живет в городе Гусь- Хрустальном
хорошую идею погубили…
Один Автокам есть в Минске!
ОПЯТЬ…ПРАСРАЛИ, , , , ,
Благодарю, за такую работу!
Самая ёмкая статья про Автокам, что я читал. Можно стырить кусочки? :)
Только с активной ссылкой на эту статью!
Обязательно! Спасибо!
Аще растрогался от статьи, особенно от судьбы Кентавра, о котором инфы были крохи.
Узнаю свои фотки %)))
Интересная статья получилась!
ТАКОЙ БЫ КУЗОВ НА 469 .СКАЗКА ПРОСТО
Смотрю и вижу "Варбург"а черты!
Кентавров было 4.
Красный, Фиолетовый (на фото), белый (на ходу), и несобранный кузов с рамой (то что у Вас на фото)
еще один в Дмитрове на полигоне разбили, при краш-тесте
Стадо "Кентавров".
Avtostarevchik
еще один в Дмитрове на полигоне разбили, при краш-тесте
Восстанавливаем "Кентавр" на номерах. Поставили на отреставрированное шасси кузов (который стоял совершенно новый).
Avtostarevchik
еще один в Дмитрове на полигоне разбили, при краш-тесте
Рама у всех кузовов одинаковая. Кузова немного отличаются друг от друга. особенно №1 от всех последующих.
Avtostarevchik
еще один в Дмитрове на полигоне разбили, при краш-тесте
Прародитель "Кентавра" шуйский Форд с кузовом №1. Фиолетовый кузов под номером 1.