Top.Mail.Ru
История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

фото: автора / 25.02.2021
75 лет назад, в 1946 году началось производство одного из самых массовых и распространенных в нашей стране грузовых автомобилей. Речь идет о ГАЗ-51.

Леонид Толмачев

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

Проходивший в Москве в декабре 1925 года XIV съезд ВКП(б) определил курс на индустриализацию страны. Предстояло развернуть создание новых отраслей промышленности, увеличить производство всех видов продукции и приступить к выпуску новой техники, осваивать новые земли. Потребность в автомобилях была велика, нужны они были в кратчайшие сроки. В марте 1929 года ВСНХ СССР издал приказ № 498 о строительстве под Нижним Новгородом завода производительностью 100 тысяч автомобилей в год. Этим же приказом был определен срок строительства — 3 года. В конце мая того же 1929 года между американским промышленником и предпринимателем Генри Фордом и делегацией ВСНХ СССР был подписан договор о техническом сотрудничестве, согласно которому американская компания «Форд Мотор Компани» обязуется предоставлять помощь в строительстве нового завода, поставлять рабочие чертежи, детали, узлы и агрегаты, информацию о процессах производства. Срок действия договора был определен в 9 лет.

Но при этом, «полуторки» имели и ряд недостатков. В частности, при больших нагрузках часто ломалась передняя рессора. Причинял неприятности промежуточный вал, соединяющий коробку переключения передач с карданным валом. Доставляла неприятности сама коробка передач.

Кроме того, к середине 30‑х годов ХХ века ГАЗ-АА начал устаревать. Уже тогда стало ясно, что стране требуется автомобиль более высокой грузоподъемности.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

Работа над новым грузовым автомобилем, который должен был заменить на производстве «полуторку», по инициативе главного конструктора ГАЗа Андрея Александровича Липгарта началась в феврале 1937 года. Ведущим конструктором был назначен Владимир Михайлович Кудрявцев.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

Для нового грузового автомобиля были разработаны новые рама из 150‑миллиметровых лонжеронов, с крестообразной поперечиной и разгрузочными раскосами, буксирное приспособление, кабина обтекаемой формы с V-образным панорамным лобовым стеклом, передний мост, конструкция рулевого управления, сцепление, передняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах, задняя подвеска. Отдельно стоит рассказать о двигателе. Используемый на «полуторках» ГАЗ-АА и легковых ГАЗ-А четырехцилиндровый двигатель для вновь создаваемых автомобилей уже не подходил. Перед специалистами Горьковского автозавода встал вопрос: самим создать новый двигатель, или взять за прототип зарубежный. Изучив конструкции двигателей иностранных компаний, специалисты автозавода сделали вывод, что лучшим решением будет освоение двигателя, аналогичного американскому «Додж Д5».

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

А. А. Липгарт добился выделения средств на приобретение оборудования для производства такого двигателя. Инженеры Горьковского автозавода, под руководством Евгения Владимировича Агитова, пересмотрели конструкцию двигателя «Додж Д5», перевели его в метрические размеры. Так был создан двигатель, названный ГАЗ-11, а легковые автомобили, оснащенные этим двигателем, получили названия: с кузовом фаэтон — ГАЗ-11‑40, с кузовом седан — ГАЗ-11‑73, пикап — ГАЗ-11‑415, а грузовой — ГАЗ-11‑51. Создавали двигатель ГАЗ-11 в двух вариантах мощности — 76 и 85 л. с.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

В 1938 году началось изготовление узлов и агрегатов для ГАЗ-11‑51, в начале следующего был изготовлен первый опытный образец, начались его испытания, а в 1940‑м ГАЗ-11‑51 показывали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. В том же, 1940 году был изготовлен второй опытный образец ГАЗ-11‑51.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

После успешно проведенных испытаний, в 1941 году началась подготовка к серийному выпуску нового грузового автомобиля, но этим планам помешала Великая Отечественная война. Работа над серийным ГАЗ-51 возобновилась лишь в 1943 году. На совещании конструкторов и смежных заводов НКСМ, проходившем 3–8 февраля 1943 года главный конструктор Горьковского автозавода А. А. Липгарт озвучил предполагаемые характеристики новых автомобилей, в том числе ГАЗ-51 и ГАЗ-63, производство которых предстояло освоить в ближайшие годы.

Летом 1943 года ГАЗ подвергся массированной бомбардировке. Во время 25 воздушных налетов, на предприятии были разрушены порядка 50 промышленных зданий, в цехах выведено из строя 9000 конвейерных линий и транспортеров, почти 6000 единиц технологического оборудования. Тем не менее, к концу августа все было отлажено, и завод приступил к работе в прежнем ритме.

В конце 1943 года началась постройка третьего опытного образца автомобиля ГАЗ-51. Ведущий конструктор Александр Дмитриевич Просвирнин основательно переработал модель, в которую внесли гидропривод тормозов, применили шины большего размера. Был усовершенствован двигатель, создана новая кабина, усилены некоторые узлы и агрегаты, упрочнены элементы конструкции. Это позволило повысить грузоподъемность автомобиля c 2 до 2,5 тонн.

В мае и сентябре 1944 года было изготовлено еще два новых автомобиля, различающихся вариантами оформления кабины взятой от американского автомобиля «Студебекер ЮС6». Автомобиль, изготовленный мае имел крылья ломаной формы, на автомобиле, построенном в сентябре были установлены крылья С-образной формы.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

Летом 1945‑го было построено еще два, можно сказать, уже предсерийных автомобиля.

19 июня 1945 года в Кремле для высшего руководства нашей страны был организован смотр автомобилей, выпуск которых предстояло освоить. Показанные на этом смотре ГАЗ-51 и ГАЗ-63 получили одобрение. 26 августа 1945 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», в котором шла речь о начале выпуска новых автомобилей, в том числе ГАЗ-51 и ГАЗ-63.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

И, вот, 75 лет назад, в январе 1946 года была изготовлена первая пробная партия автомобилей ГАЗ-51, в июне начался их массовый выпуск. Новый грузовой автомобиль сразу полюбился шоферам, которые стали называть его «Газон». В сравнении со своей предшественницей «Полуторкой», «Газон» имел более комфортабельную кабину, обладал хорошей проходимостью, выносливостью, отличался простотой управления, был более экономичным. Благодаря переработанной компоновке, с двигателем, расположенным над передней осью и сдвинутой вперед кабиной, при колесной базе, чуть меньшей, чем у ГАЗ-АА, ГАЗ-51 удалось оснастить более длинным, а, следовательно, более вместительным кузовом.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

Высокую оценку получил ГАЗ-51 на проходивших в 1946 году Государственных испытаниях. Так, что с поставленной задачей создать простой надежный автомобиль универсального назначения его разработчики А. А. Липгарт, А. М. Кригер, А. Д. Просвирнин, Л. В. Косткин, В. И. Борисов и С. И. Русаков справились блестяще, за что в 1947 году получили Государственную премию.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

В первое время, когда в стране ощущалась нехватка тонкой листовой стали, автомобили выпускали с деревометаллической кабиной: передний бампер, боковины моторного отсека, капот, передние крылья, передняя стенка кабины, каркасы дверей и рама ветрового стекла были стальные, наружная обшивка дверей, подножки, задняя стенка — из дерева, крыша — дерматиновая. Однако, уже в 1949 году автомобили стали оснащать новой металлической кабиной со скругленными формами, но деревянной обшивкой дверей, и лишь 1955 году кабину стали изготовлять полностью из металла. Переднее панорамное V-образное лобовое стекло состояло из двух половин, каждую из которых можно было поднять почти до горизонтального положения.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

В дальнейшем, в конструкцию автомобиля ГАЗ-51, под руководством ведущего конструктора Бориса Ильича Шихова, вносились изменения и совершенствования. В 1950 году автомобили ГАЗ-51 стали оснащаться новой панелью приборов. С началом выпуска автомобилей с цельнометаллической кабиной, в целях экономии металла, был разработан новый топливный бак меньшей емкости, который стали размещать в кабине под сиденьем водителя. Саму кабину стали оснащать обогревателем.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

Усовершенствованиям подвергались также двигатель, рулевое управление, тормозная система, колеса. Были увеличены размеры грузовой платформы, на которую стали устанавливать более высокие откидные борта. После усовершенствований автомобилю присвоили название ГАЗ-51А.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

1948 год ознаменовался началом выпуска автомобилей — полноприводной версией автомобиля ГАЗ-51, работа над которой началась в 1938 году. ГАЗ-63 был первым отечественным автомобилем с одинаковой шириной колеи передних и задних колес и односкатными задними колесами. Выпуск автомобилей ГАЗ-63 продолжался 20 лет с многочисленными модификациями.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

Помимо бортовых, на ГАЗ-51 устанавливали закрытые кузова-фургоны для перевозки мебели, продовольственных товаров, промышленных товаров народного потребления, скоропортящихся продуктов, цистерны. На базе ГАЗ-51 выпускались санитарные автобусы, пожарные автомобили. Были созданы модификации ГАЗ-51 для работы на сжатом газе, на сжиженном газе, с двумя топливными баками, с двумя топливными баками и сиденьями вдоль боковых бортов. Был даже создан седельный тягач ГАЗ-51П, предназначенный для работы с полуприцепом ПАЗ-744. В отличие от базовой модели, ГАЗ-51П был оснащен седельно-сцепным устройством, двумя топливными баками, гидровакуумным усилителем тормозов, кронштейном запасного колеса, располагавшегося сзади кабины.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

В 1948 году Одесский автосборочный завод на шасси ГАЗ-51 начал выпускать самосвалы ГАЗ-93. Разработка этого самосвала шла не на Горьковском, а на Уральском автомобильном заводе имени Сталина в городе Миасс. ГАЗ-93 имел цельнометаллический кузов с открывающимся задним бортом, поднимающимся с помощью гидравлического подъемного механизма, управляемого из кабины, с горизонтальным цилиндром, усилие от которого передавалось на кузов посредством двух промежуточных тяг. В скором времени появилась модификация самосвала ГАЗ-93Д с деревометаллическим кузовом, предназначенная для работы в сельском хозяйстве, но в связи с не очень высоким качеством пиломатериалов, ГАЗ-93Д был заменен моделью ГАЗ-93Б с цельнометаллическим кузовом большего объема. После перепрофилирования Одесского автосборочного завода в завод по производству полуприцепов, выпуск самосвалов был перенесен на новый завод в Саранске, где было освоено производство двух модификаций: ГАЗ-93А для промышленного строительства и ГАЗ-93Б для сельского хозяйства.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы
Самосвал ГАЗ-93.
История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

В послевоенные годы в нашей стране проводилась большая работа по восстановлению жилых домов, разрушенных немецко-фашистскими оккупантами. С лета 1945‑го по октябрь 1952 года в городах, рабочих поселках было построено жилых домов общей площадью свыше 155 миллионов квадратных метров, в сельской местности — свыше 3,8 миллионов жилых домов. Семьи переезжали с места на место со старого ветхого жилья в новые квартиры. Для перевозки всех вещей, включая крупногабаритных и тяжелых — холодильников, телевизоров, а так же мебели требовался грузовой автомобиль. Для этих целей Горьковский автомобильный завод на базе ГАЗ-51А создал такси, существовавшее в двух вариантах: грузового ГАЗ-51Т и грузопассажирского ГАЗ-51Р. В оснащение ГАЗ-51Т и ГАЗ-51Р входили таксометр и сигнальный фонарь свободного таксомотора. Грузовое такси ГАЗ-51Т имело тентованный кузов с откидным задним бортом. Для грузопассажирского такси был создан специальный кузов со скамьями и дверцей для входа людей в заднем борте и лестница.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы
Грузопассажирское такси ГАЗ-51Р.
История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

Нашлось применение автомобилям ГАЗ-51 и в коммунальном хозяйстве. В 1956 году Экспериментально-механический завод Управления благоустройства Мосгорисполкома и завод «Коммунальник» Минкомхоза РСФСР приступили к выпуску на базе ГАЗ-51 подметально-уборочных машин ПУ-8, а позже — ПУ-20, предназначенных для подметания и увлажнения дорожного полотна, самозабора смета и перевозки его к месту выгрузки. Тогда же этот же завод начал изготовление на шасси ГАЗ-51 пескоразбрасывателей ПД-4М, в которых подача песка на разбрасывающий диск осуществлялась при помощи транспортера.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы
Пожарная автолестница на шасси ГАЗ-51.
История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы
Пожарная автоцистерна АЦП-20(63)19М на шасси ГАЗ-63.

В те же времена Авторемонтный завод № 6 приступил к производству на шасси ГАЗ-51А кузовных мусоровозов МС-4, в которых мусор вручную засыпался в приемный лоток, расположенный в задней части машины, затем, с помощью скребкового транспортера поднимался вверх и перемещался вперед, и ссыпался в грузовой отсек. Разгрузка осуществлялась следующим образом: приемный лоток со скребковым транспортером поднимались вверх, кузов опрокидывался назад, и мусор высыпался. Дальнейшим развитием МС-4 стал мусоровоз 93М, выпускавшийся на шасси ГАЗ-93 изначально в Москве, затем в Орле. Мусоровоз 93М имел те же габариты, что и МС-4, загрузка, транспортировка и выгрузка мусора осуществлялась аналогично, однако, вместо скребкового транспортера мусор подавался в грузовой отсек с помощью толкающей плиты, при этом значительно уплотняясь. За счет введения системы прессования, мусоровоз 93М мог перевезти почти в 1,5 раза больше мусора, чем МС-4. Не удивительно, что мусоровозы 93М были одними из самых распространенных в нашей стране и коммунальными машинами.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

Выпускались на шасси ГАЗ-51 и ассенизационные машины, изначально АСМ-2, затем, на шасси ГАЗ-51А — АСМ-3, использовавшиеся для удаления и транспортировки отходов жизнедеятельности человека из выгребных ям. Такие машины применялись в домах отдыха или населенных пунктах, в которых отсутствовала канализационная сеть. Последней ассенизационной машиной АСМ на шасси «Газона» была АСМ-51, выпускавшаяся в самом начале 70‑х годов ХХ века.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

Отдельно стоит рассказать об автобусах и фургонах, выпускавшимся на шасси ГАЗ-51 рядом специализированных предприятий. Первое из них — Горьковский завод автобусов в 1949 году наладил выпуск 19‑местных автобусов ГЗА-651, имевших трехдверный кузов с деревянным каркасом и стальной наружной обшивкой, предназначенных для городских и межрайонных перевозок, а также для служебного пользования. В 1950 году производство этих автобусов было передано на Павловский автобусный завод. В 1958 году эти автобусы получили полностью цельнометаллические кузова, и, соответственно название ПАЗ-651А и КАвЗ-651А — с 1958 года выпуск этих автобусов начался в Кургане.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы
Грузопассажирская модификация ГЗА-651 — ПАЗ-651Г.

Выпускались эти автобусы затем на авторемонтных предприятиях в Тосно, Борисове, Каунасе, Киеве, Борисове, Тарту, Енакиево, Щекине и Скуратово Тульской области, Апшеронске Краснодарского края. Существовала также грузопассажирская модификация этого автобуса — ПАЗ-651Г. В свое время ГЗА-651 был самым распространенным в нашей стране автобусом.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы
История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы
История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы
Место водителя автобуса ГЗА-651.

Вслед за Горьковским заводом, выпуск немного похожих автобусов в 1954 году начало предприятие в поселке Уралец около Нижнего Тагила. Изначально, автобусы, выпускаемые этим предприятием, вообще не имели никакого официального названия, а по заводским документам его продукция именовалась «автобусный кузов на шасси ГАЗ-51». В 1966 году, по заказу Министерства Культуры РСФСР, это предприятие опять же на шасси ГАЗ-51 начала выпускать автобусы «Уралец-66», уже с кузовом вагонного типа. Некоторые автобусы «Уралец-66» выпускались как автоклубы, в комплектацию которых входили радиоприемник, громкоговоритель, киноустановка. Эксплуатировались автобусы «Уралец-66» главным образом в районах Урала, Сибири, Дальнего Востока, в связи с чем, изготовлялись в северном исполнении. Выпуск автобусов «Уралец-66» был прекращен по приказу Министерства автомобильной промышленности в 1979 году.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

С выпуска РАРЗ-651, являющихся полным аналогом ГЗА-651, начала производство автобусов в 1954 году Рижская автобусная фабрика. Изготовив небольшое количество РАРЗ-651, в 1955 году Рижская автобусная фабрика, приступила к выпуску 22‑местных автобусов малого класса РАФ-251 базировавшихся на удлиненных спереди и сзади шасси ГАЗ-51. РАФ-251 уже имел кузов вагонной компоновки, как и ГЗА-651 с деревянным каркасом и стальной наружной обшивкой. Двигатель у РАФ-251 располагался рядом с водителем. Посадка и высадка пассажиров осуществлялась через две двухстворчатые двери. Позже появились модификации РАФ-251 с одной распашной дверью, укороченная версия, грузопассажирское такси, фургон. В 1959 году РАФ-251 был переименован в РАФ-976, его выпуск передали на другое предприятие.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы
Автобус RAF-251 с одной распашной дверью для пассажиров.
История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы
Интерьер автобуса РАФ-251.

Аналогичные ГЗА-651, но отличающиеся только наружной отделкой, выпускал Каунасский Авторемонтный завод № 3 с 1952 по 1956 год, затем, разработал несколько моделей автобусов с кузовом вагонного типа.

Автобусы на шасси ГАЗ-51 в свое время изготовляли Краснодарский механический завод нестандартного оборудования, Чкаловский автобусный завод (ЧАЗ), располагавшийся в закрытом городе Чкаловск (Ленинабад-30), Черниговское предприятие «Кинотехпром», Московский завод «Аремкуз», ряд авторемонтных предприятий. На базе автобусов, изготовляемых некоторыми этими предприятиями, были созданы автоклубы, автобиблиотеки, передвижные магазины.

Центральные авторемонтные мастерские Сочинского автотреста освоили производство на шасси ГАЗ-51 экскурсионных открытых автобусов с тентом для курортных городов нашей страны.

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы
Экскурсионный открытый автобус для курортных городов нашей страны
История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

А вот авторемонтный завод № 3 в городе Тарту, начав выпуск автобусов, аналогичных ГЗА-651, а затем автобусов вагонной компоновки, освоил выпуск фургонов на шасси ГАЗ-51А. В 1962 году в производственную программу АРЗ № 3 вошло семейство фургонов с цельнометаллическим кузовом ТА-9Е. Затем по заказу киностудии «Мосфильм» был изготовлены фургоны для перевозки кинопленок, звукозаписывающей аппаратуры, потом — для перевозки почты, хлебобулочных изделий, сбора молока, автолавка для бытового обслуживания населения.

Прославился фургонами на шасси ГАЗ-51А и Горьковский Завод Торгового Машиностроения (ГЗТМ). В 1956 году ГЗТМ освоил производство фургонов АВП-56, предназначенных для перевозки промышленных товаров, в частности одежды, в связи с чем в грузовом отделении были установлены специальные штанги для подвешивания одежды на плечиках. За 4 года было изготовлено чуть больше 400 экземпляров фургонов АВП-56. Еще Горьковским Заводом Торгового Машиностроения была предпринята попытка создания автобуса, унифицированного с АВП-56, но дело закончилось постройкой нескольких образцов.

Признали ГАЗ-51 и за рубежом. Уже вскоре после начала выпуска, «Газоны» начали поставлять не только в социалистические страны, но и страны Азии, Африки и Ближнего Востока. Существовали версии для стран с умеренным, тропическим климатом. В 1957 году появилась экспортная модификация ГАЗ-51В, отличающаяся двигателем повышенной мощности, грузоподъемностью 3,5 тонны, элементами трансмиссии и подвески, шинами увеличенного размера. ГАЗ-51В предназначался для поставок в Финляндию, где компания «Конела» дорабатывала эти автомобили под нужды клиента. Поставлялись ГАЗ-51В и в ряд других стран.

Более того, по советской лицензии, автомобили ГАЗ-51, с 1951 по 1959 год выпускали в ПНР под маркой «Люблин-51», с 1958 года в КНДР под маркой «Сынри-58», и в КНР под маркой «Юэцзиь NJ130».

История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы
История «Газона»: как ГАЗ-51 стал самым популярным грузовиком в СССР и причём тут американцы

О ГАЗ-51 можно рассказывать бесконечно много и долго! Выпускались эти автомобили почти 30 лет, и в свое время в нашей стране это были самые распространенные грузовые автомобили. Последний ГАЗ-51А, сошедший с конвейера 2 апреля 1975 года, сразу был отправлен в заводской музей, вместо него начался выпуск ГАЗ-52‑04. Сохранившиеся и восстановленные «Газоны» сейчас можно увидеть в музеях, выставках и фестивалях ретро-автомобилей, а кое-где эти автомобили продолжают эксплуатироваться. А с 2014 года Горьковский автозавод выпускает среднетоннажные грузовые автомобили, названные «ГАЗон» — теперь это уже не прозвище автомобиля, а его марка.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(33 оценок, среднее: 4,42 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

36 комментариев

  1. МИХО:

    51 ДОСТОЙНЫЙ АППАРАТ !ЕГО УБИЛ 130 ЗИЛ А ЗИЛА УБИЛ ТАТАРИН! ВОТ И ВЕСЬ БАЗАР

  2. Николай:

    Как бы ни расхвалива тут наших конструкторов, поставьте рядом Газ-51 и студобеккер и вы увидите что это родные братья. Различаются только крылья и нет среднего моста. А вот если взять Газ-63, этот вообще родня Стударя.
    А скажите автор вам исзвестен тот факт что машины и Газ-АА и Зис-5 это чудо машины марки Форд купленные вместе с конвеерами по сборке в США в 1926 году?
    А машина КРАЗ 256 выпускалась с деревянной кабиной вплоть до конца 70-х.
    Разве тогда мало в стране листового железа?
    Наверное мало, о чем говорит тот факт что эмальзавод в нашем городе штамповал посуду из листовой стали поступавшей из США, до самого конца завода, который приказал долго жить в 1999 году.

    • Ifloman:

      Уфф, хомячок, разошелся. Что ты делаешь в России, патриот америки…

    • андреев вячеслав:

      сколько же мерзавцев развелось. 4колеса кабина ….и пр. значит содрали !!!!!!!!!!!!!!!!!!

    • Кенкеге:

      Бери глубже. У Газона есть колеса! А их придумали шумеры 100500+ лет назад! Какой позоррррр!!!!!

  3. шиша:

    Других не было вот и стал популярным.

  4. Сергей:

    Убожество. Иначе назвать это «авто» — язык не поворачивается.

    • Асхат:

      Отличный автомобиль для своего времени, вождение проходил в уч.комбинате на кавз 651( автобус), а после армии пришлось и поработать газ 51, минус, тормоза с 2,3 качка и стеклоочиститель (дворники), надо было в ручную помогать, при очистки стекол.

      • ЛЕОНИД:

        Тормоза со 2-3 качка только у рукожопых. При правильной регулировке и обслуживании, тормозили с 1 раза.

    • Геннадий:

      Сам ты убожество и жертва пьяной акушерки!!!!

  5. влад:

    Сталин молодец , воспользовался великой депрессией и скупил почти даром завод Форда с инженерами , американцы рады были , что хоть какая то работа появилась и ехали с удовольствием на работу в СССР

  6. Владимир:

    1971-й год. Занимался в автокружке на Таганке. Моя первая поездка на ГАЗ-51 с 4-х цилиндровым двигателем (я не ошибся, именно с 4-х цилиндровым). В 1980-м году, в составе студенческого автоотряда, развозил на ГАЗ-51, уже с 6-ти цилиндровым двигателем, молочные продукты по Москве. Мне нравилась эта машина.

  7. мики:

    Забыли еще про снегоуборщик с лапами который на его базе, седельный тягач и вилочный погрузчик

  8. валерий:

    на нем учился водить

  9. Спец:

    Автор вообще не разбирается в автомобилях и всё переписал из инета.
    Это с чего ПАЗ-651Г стал ПОЛНОПРИВОДНЫМ ????

  10. Gennady:

    Интересная статья. Понравилась фраза о том, что «изучив детали и опции, инженеры Газа остановились на варианте содрать двигатель в черную с американской машины…»

    • Михаил:

      Только двигатель Додж «три четверти» как его называли был мощнее на 20 лошадей, и самое неприятное «как Жванецкий говорил» всё одинаковое…

      • альберт:

        если заправить Додж «три четверти» 66-ым бензином, наверняка 20 лошадей убавится?

  11. Дед Вдладимир:

    Вот 51-й в исполнение кабриолета видеть не приходилось.

  12. Толян:

    Газ-51 это копия немецкого Опель Блиц , даже рессоры один в один -Опель , в СССР когда доходило дело до мотора , всегда упиралось в дороговизну и искали дешёвый способ изготовления мотора по этому этот бедолага едва мог пробежать 100 000 км без ремонта

  13. Юрий Янес:

    Небольшое дополнение для автора… Кабина ГАЗ-51 никогда не была отапливаемая! Был обдув лобового стекла! В некоторых серьезных организациях даже доплачивали водителям за неотапливаемую кабину…

  14. Назаров Валерий:

    ГАЗ 51 автомобиль на котором я учился вождению.Сначала в школе,а потом в училище.Мой посёлок Матросы был связан с лесной промышленностью.В Матросском лесопункте было много разных машин были и автобусы ГЗА -651.Зимой в этих автобусах было не жарко.Не знаю кто из наших «кулибиных» придумал такой обогрев солона.Заключалось это вот в чём.На зиму выхлопную трубу выводили в салон.Труба шла через весь салон и уходила на улицу у задних сидений.

    • Толян:

      совершенно верно , это не только у вас , у нас в Казахстане было тоже самое

  15. Andrew:

    Коробка переключения передач)))) Даааа, наши люди всегда были с автомобильной техникой на Вы. Надо опять к американцам обращаться: gear box — коробка передач — смысл совершенно другой.

  16. Адрон:

    приходилось и за рулём газ-51 ездить !скорость мала и первую передачу включаешь с шумом !

  17. Вмталий:

    Автомобиль моего детства,с тринадцати лет уже мог управлять им,простота и коллосальное удобство по сравнению с полуторкой и ЗИСОМ,что стоил стартёр,удобная кабина много газонов вернули американцам,форды и студобеккеры они в Находке пускали под пресс,а газоны /взамен не достающих американских авто/ отправляли прямиком в Ю- Корею.Лётчики выступая перед учениками Камень- Рыболовской школы рассказывали ,что порой нельзя было разобрать где колона газонов северной или южной Кореи.

  18. Андрей:

    Офигенный автомобиль! До сих пор мечтаю о таком!

  19. Равиль:

    Единственное что не любил этот автомобиль, так это больших оборотов, на которых не только выбрасывало масло через сальниковую набивку (беда всех моторов ГАЗ вплоть до М-24), но и масло не доходило до шатунной шейки 5 и 6 цилиндров. Итог быстрой езды стук двигателя, с последующим кап. ремонтом.
    Но если ездить не спеша, то ездить можно очень долго.
    Когда то учился ездить на таком. Потом был свой ГАЗ-63, для охоты и рыбалки, аппетит правда непомерный,
    Но это наша история,

  20. дядя дима:

    51-й на мой взгляд — одна из самых сбалансированных по технике и экономике конструкций. ну и на вид вполне гармоничен.

  21. Андрей Кроткий:

    Примерно году в 1953, в летние каникулы, подрабатывал сопровождающим машины с зерном из хутора Рябовский до ж/с Филоново. Сталинградская область. Это — примерно 100 км. Транспорт с водителем из какой-то прибалтийской республики, внешне ГАЗ-51 с деревянным кузовом большого размера, но опрокидывался самосвалом.

  22. Александр:

    Да! Машина военная! Я в армии был на уборке у ражая 1968 году Краснодар-Оренбург-Красноярск ГАЗ 51 не когда не подводил. План вы полнели! Чудо!

    • Сиган:

      Для того, что бы на этом драндулете доехать из Краснодара в Красноярск, нужно с собой брать три двигателя и целый кузов запчастей.

    • Толян:

      ну ты тут конечно приписал , Газ-51 не когда не был надёжный , еле дотягивал до 100 000 без ремонта , масло надо было доливать каждый день ,с запасными частями были всегда трудности , его было лучше использовать в строй части ,как тачку , подвезти ,отвезти , прокатить прораба , на зернотоку , ну для заправки сеялок ,ещё пойдёт , а на перевозки зерна , баба в корзинках унесёт больше

  23. сергей:

    большое спасибо за статью!!! с удовольствием читаю ваш журнал с 1998 года. как в печатном виде так и в электроном(с 2013)

Статьи по теме
Популярное